1932–1945 годы

Биографии

Астраханский государственный университет прошёл долгий исторический путь. По решению Наркомпроса «в городе Астрахани с 1 октября 1932 г. организуется педагогический институт». Перед только что созданным высшим учебным заведением была поставлена важная государственная задача: готовить высококвалифицированных педагогов-специалистов.

С момента основания институт находился в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР, а позднее, с образованием министерств, перешёл в подчинение Министерства образования РСФСР.

В октябре 1932 г. в здании бывшей школы им. К. Маркса состоялось торжественное открытие Астраханского педагогического института. Собрание начал директор только что созданного высшего учебного заведения Н. М. Пономарев.

Согласно Постановлению Наркомпроса РСФСР от 3 сентября 1933 г., временно исполняющим обязанности директора института назначен Ф. И. Науменко, первый заместитель директора по учебной работе.

Собрание института постановило ходатайствовать перед правительством о присвоении Астраханскому педагогическому институту имени М. Горького. Был получен отказ.

В марте 1933 г. собрание института обратилось с ходатайством в Наркомпрос, крайком, горсовет, гороно с просьбой о присвоении институту имени К. Маркса в связи с 50-летием со дня смерти вождя мирового пролетариата. Но был получен очередной отказ. И только в 1935 г. после очередного настоятельного обращения и в связи с трагической гибелью Сергея Мироновича Кирова институту было присвоено его имя.

Институт начал свою работу в составе 4 дневных отделений: экономического (29 студентов), биологического (30 студентов), математического (30 студентов) и литературного (30 студентов), а также 6 вечерних: исторического, биологического, литературного, физического и химического. Всего на дневном – 119 студентов, на вечернем – 203.

Одновременно с открытием института 1 октября 1932 г. в нём был образован рабочий факультет. Рабфак, так же как весь педвуз, имел 2 отделения – вечернее и дневное, которые содержались за счёт госбюджета. Срок обучения на рабфаке составил 4 года. В пединститут могли поступать рабочие и их дети, колхозники, крестьяне-батраки, середняки и их дети, дети научных сотрудников, красных партизан. Ударники труда и их дети имели преимущество перед иными категориями при поступлении в педвуз. Классовый отбор лиц, подавших заявление о зачислении, производится приёмными комиссиями в самом вузе на основании документов.

В пединститут принимались лица в возрасте 17–35 лет, а на рабфак – 18–30 лет, не лишённые избирательных прав и не являющиеся иждивенцами лиц, которые лишены избирательных прав. Лица, окончившие десятилетку, школу второй ступени, рабфак и курсы по подготовке в вуз, при приёме в пединститут освобождались от вступительных испытаний. На I курс рабфака принимались лица, имеющие знания не ниже школы первой ступени.

В сферу обслуживания Астраханского пединститута входили: Черноярский, Владимировский, Енотаевский, Харабалинский, Красноярский, Володарский, Камызякский, Икрянинский и Наримановский районы.  Постановлением ЦИКа СССР от 19 сентября 1932 г. в системе преподавания в вузах и втузах был введён лекционный метод обучения. Лекционные занятия оплачивались на 50 % выше практических (групповых).

Осенью 1932 г. институт уже имел 3 здания, приспособленные под общежития, все они находились на ул. Лейтенанта Шмидта. Общежитие № 1 – это одноэтажное каменное здание под железной крышей, с печным отоплением; общежитие № 2 – деревянное одноэтажное, обложенное кирпичом, а общежитие № 3– двухэтажное деревянное недостроенное здание, на завершение строительства которого требовалось 24 тыс. рублей. Строительство было возобновлено в марте 1933 г. Во всех 3 зданиях отсутствовала канализация. В первом общежитии было 8 комнат и красный уголок, во втором – 14, а третье планировалось на 16 комнат.

Первый адрес Астраханского пединститута: I-й р-н, пл. Шаумяна, Педагогический институт. В 1934 г. перед институтом возникла проблема: к 1 июня 1935 г. необходимо было освободить здание бывшего коммерческого училища, занимаемое институтом. В связи с этим возник вопрос о включении в титульный список строительства в г. Астрахани нового здания для пединститута и выделении для этого необходимых ассигнований. Новое здание институт получил лишь в 1963 году, а адрес «пл. Шаумяна, 1» так и останется адресом одного из факультетов выросшего института.

Приказом по Наркомпросу № 87 от 31.01.1934 г. директором Астраханского педагогического института был назначен В. М. Даманк.

Согласно приказу Наркома просвещения от 19 августа 1934 г. за № 611 о перестройке структуры пединститутов по факультетскому принципу, устанавливались факультеты с указанием контингента приёма: факультет языка и литературы с набором 90 человек; факультет физико-математический, отделение математики – 30 и факультет естествознания, отделение биологии – 30. Всего 150 человек. В связи с установленной новой структурой пединститутов предлагалось провести мероприятия в отношении специальностей, не вошедших в новую структуру пединститута. В 1934 г. был закрыт экономический факультет, а отделение калмыцкого языка и литературы просуществовало вплоть до 1938 года, когда на его базе был открыт Калмыцкий педагогический институт республиканского значения. 10 октября 1934 г. было закрыто историческое отделение при вечернем институте, а вскоре ликвидированы физический и химический отделения вечернего института как не соответствующие профилю дневного института.

В 1934–1935 учебном году при пединституте открылся двухгодичный учительский институт. Отделения вновь созданного подразделения входили в состав факультетов пединститута и управлялись деканами этих факультетов. При учительском институте открылось историческое отделение вместо закрытого экономического. Кафедра социально-экономических наук была реорганизована в 2 кафедры: социально-экономических наук и истории.

В 1936 г. состоялся первый выпуск учителей математики, русского языка и литературы, естествознания. Окончившие институт были распределены по школам Сталинградской области и бывшей Калмыцкой АССР.

В 1937 г. открывается вечернее отделение учительского института, а также двухгодичные курсы по подготовке преподавателей иностранных языков с отделениями английского и немецкого языков. В этом же году произошло разделение кафедры математики на 2 самостоятельные кафедры (математического анализа и геометрии), кафедры литературы и языка – кафедру литературы и русского языка. Были образованы кафедры зоологии, ботаники, химии.  С этого года педагогический и учительский институты стали выпускать около 300 учителей разных специальностей.

Кампания «чистки» и тяжелых репрессий 1936–1938 гг., серьёзно затронув высшие учебные заведения города, начала свои разоблачения с Астраханского пединститута. С декабря 1936 г. руководство института и его директор В.М. Даманк подверглись жесткой критике в «Коммунисте» за «потворство троцкистам и классово чуждым элементам». Вслед за критикой последовали оргвыводы со стороны партийных органов. 11 февраля 1937 г. секретарь Кировского райкома ВКП(б) А. Бондаренко в статье «Понять до конца предупреждения ЦК ВКП(б)» сообщал, что в пединституте работает комиссия горкома партии. В результате её работы директор В. М. Даманк и его заместитель Кулагин, а также ряд заведующих кафедрами и преподавателей сняты с работы и исключены из партии. В том же 1937 г. Даманк был арестован органами НКВД как «враг народа» и осужд`н на 10 лет.

Приказом Наркомпроса РСФСР директором института назначается М. К. Кириллов.

Волна увольнений продолжалась. 7 октября 1937 г. Совет института во главе с новым директором выразил политическое недоверие замдиректора по учебной части и завкафедрой педагогики А. Ф. Можаеву. Он обвинялся в том, что рекомендовал студентам изъятый из программы Наркомпроса учебник дореволюционного педагога, а также за факт сокрытия исключения из партии. 15 февраля 1938 г. Можаев будет восстановлен в должности доцента кафедры педагогики.

Потребности в учительских кадрах в стране в связи с осуществлением задач начального и семилетнего всеобуча и дальнейшего развития среднего образования были велики. Окончившие институты получали назначения в различные края, области и республики Советского Союза. Выпускники 1937 г. (199 человек) получили распределение в НК Путей сообщения, в Сталинградскую область, Калмыцкую АССР, Киргизскую ССР. Выпускники учительского института 1939 г. (280 человек) получили распределения в 32 области и республики страны.

Тяжелым испытанием для вуза явилась Великая Отечественная война. Учебно-материальная база института, созданная огромным трудом в довоенные годы, была почти полностью потеряна. Мобилизация коснулась как студентов, так и преподавателей. Преподаватели, имевшие бронь и не подлежавшие призыву, уходили на фронт добровольцами.

В январе 1940 г. приказом Наркомпроса директором Астраханского пединститута был назначен И. М. Лейзерович.

Весной 1941 г., то есть до начала войны, учебный процесс и жизнь института шли в своём обычном ритме. В июле 1941 г. вузу было отказано в открытии экстерната по историческому факультету. Были перенесены сроки приёмных экзаменов и зачисление в вузы на период с 20 по 30 августа. Учебный год был продлён до 31 июля 1942 г., но график учебного процесса сохранялся. Были внесены изменения в учебные программы. Увеличивалось количество часов на военную и физическую подготовку: по 200 учебных часов в каждом курсе.

На начало 1941–1942 учебного года в педагогическом институте обучались 359 студентов, из них 127 студентов – на отделении математики физико-математического факультета, 204 – на факультете литературы и языка и 28 на естественном факультете. В Учительском институте обучались 323 студента, из них: 76 – на математическом отделении, 103 – на факультете литературы и языка, 55 – на естественном факультете и 89 – на историческом. В штатном формуляре на 1 сентября 1941 г. числился 61 человек, из них 3 профессора (1 доктор наук), 8 доцентов, заведующих кафедрами (из них 5 кандидатов наук), 34 старших преподавателя (из них 2 кандидата наук) и 11 ассистентов.

Но ситуация в сентябре 1941 г. складывалась таким образом, что в Астрахань стремились эвакуироваться специалисты их пединститутов Украины, Белоруссии (и других городов России, находившихся гораздо западнее). Обращались к руководству и студенты, изъявлявшие желание перевестись в Астраханский пединститут для продолжения обучения. Контингент студентов на 15 февраля 1942 г. вырос за счёт прибывших из других вузов до 752 человек: по педагогическому институту – 248 и по учительскому – 504.

Выпуск студентов IV курса пединститута в 1941 г. состоялся досрочно – 5 декабря 1941 г. Всего окончили вуз 113 человек, 14 человек из этого выпуска были сразу же призваны в ряды РККА. Остальные выпускники должны были быть распределены в соответствии с планом на работу в школы Сталинградской области. Выпуск студентов 1942 г. составил 190 человек.

В июне 1942 г. приказом Наркомпроса РСФСР был закрыт исторический факультет вечернего отделения ввиду отсутствия студентов: большинство студентов было призвано в ряды РККА, а оставшиеся трое были переведены на заочное отделение.

В феврале 1942 г. в институте была создана команда ПВО.

Вплоть до осени 1942 г. институт жил и работал, и, несмотря на тяжелые условия, учебный процесс продолжался. Весной из Москвы была выслана смета института на 1942 г., утверждена смета спецсредств. В июне было получено распоряжение Наркомторга СССР об организации студенческих столовых закрытого типа. Не останавливалась и научно-исследовательская работа. 7 января 1942 г. на заседании кафедры физики обсуждался план совместных с другими вузами научных исследований; прошло обсуждение кандидатских диссертаций Н. С. Левчень и Г. Н. Королёва.

Приказом ВКВШ от 19 июня 1942 г. были отменены учебные планы, введённые на военный период с сокращением срока обучения. С началом 1942–1943 учебного года восстанавливались учебные планы довоенного времени. С апреля 1942 г. вновь вводилось преподавание курса политической экономии, но по сокращённой программе.

С 6.09.1942 г. по 1.12.1943 г. институт пережил эвакуацию в г. Тобольск. Это был тяжелейший период в истории института. Эвакуация состоялась без студентов. По решению местных органов власти и горкома ВКП(б) деятельность института началась фактически раньше его формального возвращения из эвакуации. Базой для этого послужило наличие научных кадров и студентов, оставшихся в Астрахани. Решено было начать новый учебный год с 1 октября 1943 г. (преподаватели возвратились из эвакуации к 1 декабря 1943 г.). По возвращении директором института был назначен эвакуированный из Ленинграда профессор П. Ф. Митрофанов.

Институт был временно размещён в здании бывшего татарского педучилища на Набережной 1 Мая, а в бывшем учебном корпусе института до конца 1944 г. по-прежнему располагался госпиталь. Таким образом, на 1 октября 1943 г. в институт были приняты и восстановлены 282 студента: 124 – по педагогическому институту и 158 – по учительскому. Были восстановлены все факультеты и отделения института. Занятия начались при отсутствии необходимой учебной мебели. Оборудование кабинетов, лабораторий и библиотеки частично находилось в эвакуации, частично было передано во временное пользование в госпиталь Астраханского гарнизона. Учебное оборудование вернулось из эвакуации 1 декабря 1943 г. не в полном объёме, но это всё же дало возможность восстановить кабинеты русского языка, математики, истории, педагогики, военного дела, лаборатории по ботанике, зоологии, химии, физике. Читального зала не было из-за отсутствия необходимой площади. В марте 1944 г. был ликвидирован как самостоятельный бывший Калмыцкий пединститут. Он влился в Астраханский пединститут. В связи с этим улучшилось положение с учебной мебелью, увеличился библиотечный фонд до 30 тыс. томов.

С возвращением из эвакуации решился и вопрос с педагогическими кадрами, что дало возможность обеспечить выполнение учебного плана как по педагогическому, так и учительскому институтам. Летом 1944 г. состоялся выпуск студентов: по педагогическому институту – 31 и учительскому – 32.

Институт возрождался, и огромная заслуга в этом директора института в 1944–1945 гг. П. Ф. Митрофанова. Был составлен план научно-исследовательской работы института на 1945 г. Доцент кафедры марксизма-ленинизма Л. И. Франдлих, старший преподаватель этой же кафедры С. Е. Дорохин, старший преподаватель кафедры литературы А. А. Мамаев планировали подготовить к защите кандидатские диссертации. Было подготовлено к печати учебное пособие «Историко-экономический очерк Астраханского края». 15–16 мая 1945 г.  состоялась научно-практическая конференция Астраханского государственного педагогического института.

В феврале 1945 г. директором института был назначен В. П. Порох.