1940-е – 1950-е годы

После окончания Великой Отечественной войны положение в сфере образования оставалось достаточно сложным. В значительной степени была ослаблена материальная база учреждений народного образования, где резко сократилось число начальных и семилетних школ. Число учителей резко уменьшилось. К преподавательской работе привлекались лица, не имевшие необходимой специализации. В целях обеспечения школ педагогическими кадрами был увеличен приём студентов на дневное и вечернее отделения педагогического и учительского институтов.

Астраханскому педагогическому институту также пришлось проделать большую работу, чтобы полностью восстановить парализованные во время войны и эвакуации факультеты, отделения, кафедры, студенческие организации и так далее. Институту было возвращено его собственное здание, ранее занимаемое госпиталем, и одно из общежитий, а в 1947 г. институту вернули и второе общежитие. Для студентов были приобретены столы и скамьи, частично была восстановлена система отопления.

Началось восстановление педагогических кадров. Снова вошли в жизнь института традиционные научно-теоретические конференции, на которых кафедры и отдельные научные сотрудники делились своими научно-творческими достижениями.

В 1946 г. в педагогическом институте было 4 факультета: физико-математический, литературный, исторический, иностранных языков; 12 кафедр: педагогики, истории СССР, всеобщей истории, литературы, русского языка, немецкого и английского языков, математики, геометрии, физики, естествознания и физкультуры. В учительском институте существовало 3 отделения: литературное, физико-математическое и естественно-географическое.

В 1947 г. в системе стационарного педагогического и учительского института создаётся сектор заочного обучения, на котором имелось 4 факультета: русского языка и литературы, исторический, иностранных языков и физико-математический. 4 отделения было на заочном отделении учительского института: естественно-географическое, историческое, русского языка и литературы и физико-математическое.

В этом же году на кафедрах вновь стал возрождаться и прививаться интерес к научной работе и повышению научной квалификации: преподаватели сдавали кандидатский минимум, защищали диссертации, создавали работы для печати, обсуждали на кафедрах актуальные вопросы времени.

Говоря о первых послевоенных годах, необходимо учитывать жёсткий партийный диктат во всех сферах жизни. Это коснулось и подготовки педагогических кадров. В Астраханском пединституте в 1947 г. работали представители школьного отдела ЦК ВКП(б), Министерства просвещения, Горкома и Обкома ВКП(б). Эти комиссии отметили не только то, что знания студентов ещё не были достаточно прочными, но и то, что не всегда полноценной была идейно-научная сторона знаний студентов. Такой партийный диктат никак не мог способствовать серьёзной научно-педагогической работе. Судя по всему, результатом недостаточной партийной бдительности стали следующие оргвыводы. На должности директора пединститута В. П. Пороха сменил А. А. Кокорев, а в 1948 г. институт возглавил Н. А. Трушин

1952 г. был юбилейным для института. Однако возникла проблема – кто же будет писать очерк об истории института? Выяснилось, что материалы по истории находились у Н. А. Трушина и П. С. Сысоева, но составление очерка было поручено А. Ф. Можаеву. Именно его рукопись фактически является основным источником по истории Астраханского педагогического института за период с конца Великой Отечественной войны и по 1952 г.

Успешно развивалась и научно-творческая работа студентов. В 1947 г. существовало 5 научно-творческих кружков, в 1949 г. – уже 9. К 1952 г. студенческое научное общество объединяло 270 студентов. В 1950–1951 учебном году по инициативе студентов был создан театральный коллектив, работавший под общим руководством ведущих артистов областного театра.

В 1951 г. прошла реорганизация факультетов на очном отделении пединститута: факультеты русского языка и литературы и исторический были объединены в один – историко-филологический. В этом же году был произведен последний набор в учительский институт на отделения русского языка и литературы, физико-математическое и естественно-географическое.

Огромная роль в росте благосостояния института принадлежала библиотеке, книжный фонд которой неуклонно увеличивался. Если в 1947 г. он составлял 72 823 экземпляра, то уже в 1952 г. – 99 905. В 1949 г. в институте для студентов был открыт читальный зал.

В 1956 г. институт перешёл на подготовку учителей широкого профиля. В связи с этим в его составе остались только 2 факультета: физико-математический и филологический. Соответственно, упразднялись факультеты иностранных языков и исторический. На заочном отделении факультет иностранных языков закрылся ещё в 1954 г., а в 1958 г. прекратил своё существование и исторический факультет. Преподавание иностранных языков было сосредоточено на филологическом факультете, где готовили студентов по 2 специальностям: русский язык, литература и немецкий язык и русский язык, литература и английский язык.

В 1957 г. директором Астраханского педагогического института стал Александр Васильевич Лебедев.

Во втором квартале 1957 г. началось строительство нового учебного корпуса. Институт имел 2 общежития. Общежитие № 1 располагалось по улице Халтурина, 11, в нём проживали 105 студентов и семьи преподавателей. Общежитие № 2 располагалось по улице Бабушкина, 63/65, в нём проживали 125 студентов и семьи преподавателей.

Институт имел 2 факультета и 7 кафедр, также 2 секции кафедр: истории (при кафедре марксизма-ленинизма) и физвоспитания (при кафедре педагогики). В 1956–1957 учебном году штат преподавателей составлял 79 человек, из которых 38 человек проработали в институте свыше 10 лет, 17 – от 5 до 10 лет, 18 – от 1 года до 5 лет, 6 – до года. 25 преподавателей имели учёные степени или звания. На июнь 1957 г. в институте числилось 686 студентов.

Первые послевоенные годы оказались нелёгкими для Астраханского педагогического института. Сначала это были вполне объективные трудности восстановительного периода, затем начался фактический разгром учебного заведения. В 50-е годы резко сократилось количество факультетов, а также число студентов, что вряд ли отражало реальную потребность Астраханской области в преподавательских кадрах. Так и не оформился естественно-географический факультет, был ликвидирован исторический факультет. Были утеряны ценные преподавательские кадры, особенно естественнонаучного профиля и по всеобщей истории. Ликвидированными оказались фонды соответствующей учебной и научной литературы. В дальнейшие десятилетия, когда стало ясно, что не может быть полноценным институт, состоящий из 2 факультетов, восстанавливать потерянное пришлось с немалыми затратами.