1960-е – начало 2000-х годов

В 60-90-е гг. Астраханский государственный педагогический институт по-прежнему являлся крупным научно-педагогическим центром высшего образования в Нижневолжском регионе, представлял собой сложную структуру учебных, научных, учебно-методических, учебно-воспитательных подразделений.

В 1975 г. ректором АГПИ становится В. А. Пятин, сменивший на этом посту А. В. Лебедева. В составе института находилось 2 факультета: физико-математический и филологический факультет широкого профиля. В 1962 г. был создан естественно-географический факультет. Первыми на факультете появились кафедры ботаники и географии. В 1965 г. были основаны кафедра химии и кафедра зоологии. В 1963 г. как самостоятельная структура появляется факультет иностранных языков с отделениями английского, немецкого и французского языков.

Начиная с 60-х гг., активно формировалась материально-техническая база института. В 1963 г. завершилось строительство нового учебного корпуса, что позволило организовать работу института в одну смену. В новое здание по адресу: ул. Татищева, 20 переместились административные службы и большая часть факультетов.

Учитывая значительный контингент студентов, наличие большого числа преподавателей высокой квалификации, возросший уровень учебно-воспитательной работы и научной деятельности, Министерство просвещения РСФСР в 1968 г. перевело институт во вторую категорию.

В 1972 г. был вновь открыт историко-филологический факультет, который состоял из отделений истории и обществоведения, русского языка и литературы. В ноябре 1976 г. историко-филологический факультет был разделён на 2 факультета. В 1985 г. исторический факультет был преобразован в историко-педагогический. В 1988 г. из его состава выделился факультет педагогики и методики начального обучения. В конце 80-х годов в связи с расширением системы образовательных услуг, оказываемых вузом, в его структуре появляются факультет дополнительного образования и факультет подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования.

Усложнение многообразной деятельности коллектива института потребовало изменений в системе руководства, понадобились новые формы мобилизации широкого актива на решение вопросов учебно-воспитательной и научной работы, поэтому в 1964 г. на факультетах были созданы советы, в которые вошли опытные научные работники и методисты, представители общественных организаций. Для рассмотрения основных вопросов деятельности института при ректоре действовал выборный представительный орган – Совет вуза. С середины 60-х гг. в структуре АГПИ появляются советы факультетов.

Пятидесятилетняя плодотворная деятельность АГПИ была отмечена высокой государственной наградой. Указом Президиума Верховного совета СССР от 22 июня 1982 г. за достижения в подготовке кадров для народного образования, обучении и коммунистическом воспитании студентов институт был награждён орденом «Знак Почёта», в связи с чем переименован в Астраханский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт имени С. М. Кирова. В конце 80-х годов институту была присвоена первая категория.

Развитие института в 90-е гг. проходило в условиях формирования новой российской государственности. Изменившаяся форма государства требовала изменений в сфере образования. Усилиями всего коллектива АГПИ создавалась, по сути, новая система высшего педагогического образования в регионе. Трансформировалась управленческая структура, освободившись от многочисленных советов, излишне регламентировавших деятельность всех подразделений института. К 1995 г. сформировалась система управления АГПИ, сохранившаяся в своей основе и поныне. Должности ректора, проректоров по учебной работе, ОЗО, АХЧ занимали прежние руководители. С 1990 г. проректором по научной работе стал Г. Г. Глинин. В 1995 г. вводятся статусы проректоров по дополнительным образовательным услугам и образовательному маркетингу.

Усложнение системы профессиональной подготовки студентов потребовало создания мобильной службы управления учебной деятельностью. Постепенно формируется учебно-методическое управление, представленное тремя отделами: технологий образования, информационно-компьютерной поддержки учебного процесса, практики. Управление научной деятельностью вуза осуществлял созданный в 1993 г. Научный отдел.

Расширяется сфера образовательных услуг, оказываемых институтом, появляются новые специальности: «Переводческое дело», «Журналистика», «Юриспруденция», «Экономика», «Социальная педагогика», «Технология и предпринимательство», «Экология», «Информатика».

Меняются названия и структура факультетов. В 1993 г.  факультет педагогики и методики начального обучения был переименован в педагогический. В 1996 г. факультет русского языка и литературы был переименован в филологический, естественно-географический – в естественный факультет. Исторический факультет, преобразованный в 1993 г. в социально-экономический факультет, в 1996 г. вновь обрел статус исторического факультета, а на его базе возник новый факультет социально-экономических знаний. Созданный в рамках программы «гуманитарной конверсии» в 1991 г. учебно-консультационный пункт в г. Знаменске Астраханской области был преобразован в 1996 г. в педагогический факультет. Частью сложной системы управления вузом являлись службы обеспечения учебно-методического процесса: Отдел кадров, Общий отдел, АХЧ, библиотека.

В 1994 и 1999 гг. вуз успешно прошел государственную аттестацию и был пролицензирован по всем специальностям образовательной деятельности и повышения квалификации. В 1996 г. получил статус университета. С 2000 г. вуз возглавляет А. П. Лунёв.

В настоящее время Астраханский государственный университет – один из самых динамично развивающихся инновационных университетов Восточной Европы, объединяющий в своей работе академические традиции и современные технологии. Активное развитие проходит по всем направлениям (физическое и математическое направления инженерии, естественные науки, проектно-ориентированная деятельность, обучающие технологии). АГУ является членом Ассоциации университетов Прикаспийских государств. Университет имеет достаточно широкие международные контакты: с Лейнским клубом (Германия), Немецкой службой академических обменов, Немецким культурным центром им. Гете, Корпусом Мира (США), Региональным центром изучения французского языка при посольстве Франции в России, Фондом Сороса, Институтом Хаббла (США), Сиднейским университетом (Австралия), Национальным университетом Альтиплано (Перу), Европейским бюро по водно-болотным угодьям (Голландия), Фондом «Европрирода» (Германия), Лабораторией Л. Нееля Национального центра научных исследований (Франция, Гренобль), Международным центром педагогических исследований (Франция, Севр).

С 2000 г. участвует в 10 европейских проектах TEMPUS. В 2007 году АГУ получил Приз Рособрнадзора и Сертификат TÜV CERT. АГУ – дипломант конкурса Рособрнадзора 2007 г. В том же году наш вуз подписал соглашения о «двойных дипломах» для объединённых магистерских программ с Университетом София-Антиполис (Франция, Ницца) и Университетом Кларка (США, штат Массачусетс).

В 2008 г. АГУ получил Диплом лауреата конкурса «Национальный знак качества», а в 2010 г. – Диплом лауреата Межрегионального конкурса «Лучшие вузы ЮФО – 2010». С 2008 года вуз сотрудничает с Университетом Кларка в рамках 3 программ обучения. АГУ вошёл в состав 16 базовых российских вузов, которые формируют Университет Шанхайской организации сотрудничества.

В университете действует кафедра ЮНЕСКО «Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие», целью которой является формирование региональной системы непрерывного образования, решение проблем, связанных с вхождением в Болонский процесс, создание условий для обеспечения занятости и повышения уровня благосостояния населения, снижение социальной напряжённости, предотвращения межэтнических и межконфессиональных противоречий.